Авиабиржа 2023: спрос опережает предложение | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Авиабиржа 2023: спрос опережает предложение

Нельзя говорить о продаже и покупке самолетов без внимания к рекордному превалированию спроса над предложением за последние 20 лет. В последний квартал 2022 года доступные к продаже самолеты на вторичном рынке чуть прибавили в количестве, но все еще остаются на гораздо более низком уровне в сравнении с временами до пандемии. В связи с мировым ростом интереса к деловой авиации и одновременно с этим увеличением числа владельцев самолетов (например, в США) сфера бизнес-джетов испытывает изменения. Если ранее бронирование слотов для проведения предпродажной инспекции было менее затруднительным, то теперь необходимо ждать. Нехватка рабочей силы также обусловлена высокими темпами продажи подержанных самолетов. Прогнозируется недостаток пилотов на ближайшие 10 лет по всему миру. Экономика, инфляция, процентные ставки — все это также влияет на аппетиты владельцев, например, в части их пожеланий по улучшению интерьера самолетов. 

Тем не менее активность в сегменте деловой авиации остается небывалой, чего нельзя сказать о рынке премиальных автомобилей или часов. Например, Bombardier прогнозируют увеличение поставок на 12% и выручки на 10% в 2023 году.

Причина этого — потребность в комфорте, которая никуда не исчезает, несмотря на мировые катаклизмы и экономические кризисы. Регулярные авиалинии никогда не могли предложить уровень сервиса, доступный клиентам деловой авиации. Потеря багажа, задержка или отмена рейсов, невозможность совершать полеты в некоторых направлениях по желаемому графику вне общего расписания авиалиний — все это ключевые факторы для тех людей, чье время стоит очень дорого.

Помимо этого, большинство владельцев частных самолетов наблюдают, как сильно растут в цене их крылатые машины и как они востребованы в современных условиях полупустого вторичного рынка, что стимулирует их держать столь ценный актив и оставаться в своей зоне комфорта. Например, раньше Bombardier Challenger 604 с приемлемым налетом можно было купить за пять-шесть миллионов долларов. В настоящий момент самолет этой модели с менее впечатляющими характеристиками продадут не менее чем за восемь-девять миллионов долларов. Мы не ожидаем стабилизации ценовой политики до времен «до пандемии», но вероятно некоторое улучшение ситуации ввиду больших поставок новых самолетов производителями, которые работают на полную мощность.

На российском рынке волнующими индустрию вопросами остаются покупка самолетов, принадлежащих российским гражданам, и владение этими самолетами.

После событий февраля 2022 года продажи судов, принадлежащих российским бенефициарам, сначала были очень медленными и не оказали влияния на мировую статистику сделок. Причиной этого был страх покупателей, ведь так называемый русский след во владении — характеристика скорее негативная, с непредсказуемыми последствиями, хоть зачастую и сулит более приятную цену в сравнении с иностранными предложениями. Это в меньшей степени касается самолетов, владельцы которых не попали под санкции, но все же имеет место быть в каждой сделке с самолетом, замеченным в связях с Российской Федерацией, ведь производители не гарантируют восстановление обслуживания самолетов после смены владельца. Каждый случай индивидуален и подразумевает определенный риск.

Другая сторона сложившейся ситуации в том, что лизинговые компании терпят миллиардные убытки из-за национализации значительной части сдаваемого в лизинг авиапарка России. Страховые компании принимают на себя основной удар по мере подачи исков, в результате чего все будут платить больше за страховку. По неофициальной статистике «русский след» есть примерно у 500 из 23 000 самолетов по всему миру (около 60% всего флота зарегистрировано в США). Казалось бы, совсем немного, однако самолеты, которые покупались и использовались владельцами из Российской Федерации, всегда были одними из самых желанных и дорогих производимых моделей. Так называемые лакомые кусочки для тех, кто не боится мировой обстановки и хочет взять джет на свой страх и риск по привлекательной цене.

Нашей компанией Jet24 OPS было проведено довольно много сделок начиная с февраля 2022 года. Мы смогли адаптироваться к современным реалиям, сохранили прекрасные отношения с зарубежными коллегами и оставили их покупателей довольными — без рисков и в рамках всех международных правил и регламентов. У нас по-прежнему есть что предложить мировому рынку, и наши предложения остаются одними из самых лучших по соотношению цена — качество.

Владеть самолетами внутри Российской Федерации стало сложно ввиду того, что производители больше не поддерживают программы технического обслуживания таких машин. Соответственно все работы по самолетам для поддержания их летной годности выполняются российскими специалистами самостоятельно или в странах, не поддерживающих санкции, однако рискующих попасть под вторичные санкции в отношении провайдеров этих стран. С одной стороны, это довольно волнительно и сложно, ведь отечественные инженеры учатся новым для них работам, особенно по тяжелым формам техобслуживания, а запчасти приходится покупать через другие страны. С другой стороны, возможно, в перспективе именно в условиях изоляции российская авиация может стать более сильной и независимой.

Приходится помнить о том, что заказ и поставки новых самолетов в Российскую Федерацию временно невозможны.

Клиенты деловой авиации также сталкиваются с проблемами заказа самолетов в аренду. Полупустые залы деловой авиации для многих игроков рынка — печальная картина новой реальности, ведь некогда Внуково-3 было одним из крупнейших и загруженных центров деловой авиации в Европе.

Редкий иностранный оператор допустит на свой борт пассажиров с российскими паспортами. Тем не менее для отечественных эксплуатантов эта ситуация выигрышная, ведь именно на их плечи сейчас ложится забота о российских клиентах, которые продолжают летать в дружественные страны. Стандартной стала схема вылета российских пассажиров на бизнес-джете в Дубай или Стамбул, а далее — на регулярных авиалиниях. Доступных самолетов стало меньше, спрос остался, выросли цены на поддержание летной годности, соответственно стоимость перелета тоже повысилась. Даже покресельная аренда стала очень дорогой (3500–5000 евро за кресло до февраля 2022-го превратились в 15 000–20 000 евро в настоящее время).

Все вышеописанные факторы круто поменяли рынок игроков в сфере деловой авиации России, оставив лишь самых сильных и проверенных временем профессионалов. Мы надеемся, что ситуация в мире когда-нибудь стабилизируется и российская авиация продолжит развиваться прежними и даже более быстрыми темпами, усвоив уроки тяжелого времени и став сильнее. 

Читайте также
Светлая Пасха с русским и китайским колоритом

Наши гастрономические обозреватели Мила и Ольга Трещёвы выбрали куличи, которые позволят встретить п...

Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти