Ваш аудитор и консультант — кто он? | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Ваш аудитор и консультант — кто он?


РЫНОК АУДИТА И КОНСАЛТИНГА

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на тот момент заняли и долгое время удерживали мировые гиганты — компании так называемой большой четверки. Одновременно с ними на рынке работали и другие фирмы, входящие в международные сети (Grant Thornton, BDO и т.п.), или международные интегрированные партнерства* (например, Mazars). 

НА ЧТО ВЛИЯЕТ РАЗМЕР АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ 

Преимущества крупных компаний и компаний среднего размера, но являющихся частью международных сетей или международного партнерства, очевидны — это наличие ресурсов, которые позволяют обеспечить единую методологию и контроль за ее соблюдением, а также высокий уровень экспертизы, в том числе по узким и специфичным областям. Говоря простым языком — высокий уровень качества оказываемых услуг и контроль за тем, что этот уровень качества не меняется от проекта к проекту и от региона к региону. 

При этом компании среднего размера, в отличие от более крупных, зачастую проявляют больше гибкости и большую готовность отвечать на дополнительные вопросы или организовать получение консультации смежных подразделений (вопросы налогообложения, трудового права, оценки бизнеса и т.п.) для предоставления комплексного ответа. 

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Крупные компании, как правило, имеют более высокие часовые ставки (своего рода маржа за бренд). В ситуациях, где реализация проекта требует больше времени, чем было заложено в бюджет, не всегда такие компании заинтересованы делить это превышение с заказчиком. Хотя причины превышения могут быть не только на стороне команды заказчика. При сотрудничестве в течение трех и более лет возможно построение отлаженного взаимодействия, позволяющего «самортизировать» часть превышения бюджета одного года за счет более эффективного сотрудничества обеих сторон в дальнейшем.

Более того, требование об аудиторе или консультанте из числа компаний «большой четверки» ранее было широко распространено среди иностранных инвесторов и крупных кредиторов, входило в «базовый райдер» документации для сделок, использовалось как образец при составлении кредитного договора и т.д., что обуславливало возможность быть менее гибкими в тех или иных ситуациях. 

ИГРОКИ НОВОГО ПРОФИЛЯ

Тем не менее аудиторско-консалтинговая сфера меняется в том числе и на российском рынке. На смену компаниям-гигантам с гарантированным портфелем заказов, диктующим свои условия, приходит более конкурентная среда, а вместе с ней все более заметными становятся игроки нового профиля. Дополнительное ускорение этому процессу придал 2022 год, когда все международные бренды были вынуждены уйти из России в силу санкционных ограничений. Компании, работающие в области аудита и консалтинга, попали в ситуацию «выстраивания» брендов заново. Сотрудничество с той или иной из них перестало быть таким предопределенным, компании-заказчики получили больше свободы в выборе, с кем из аудиторов и консультантов им работать.

РЕЙТИНГ АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВЫХ ФИРМ

Стоит отметить, что к этому моменту все топ-10 аудиторско-консалтинговых фирм на российском рынке были членами международных сетей, что, казалось, должно было бы в равной степени обеспечить каждой из них такие преимущества, как наличие единого подхода, гарантирующего стабильно высокий уровень качества услуг, и наличие высококвалифицированных сотрудников — экспертов в соответствующих предметных областях. Но при этом часть из них входила в сети по схеме, близкой к франшизе (платежи за доступ к методологии и инструментам), в то время как другие фирмы являлись интегрированными в свои международные группы (партнерства), что за счет иной модели, лежащей в основе интегрированного партнерства, смещало фокус с наращивания выручки и объемов в сторону более качественного подготовленного и управляемого роста за счет инвестиций в персонал и более тщательного подхода к оказываемым услугам.

Также топ-10 аудиторских фирм** довольно сильно диверсифицирован по размеру: самые крупные — представители бывшей «большой четверки» с годовой выручкой от аудита более 3 млрд руб., средние — устойчивые с оборотом от аудита от 500 млн и выше. Прочие фирмы — с оборотом 300–400 млн руб. и менее — обычно находятся за пределами первой десятки.  

ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПАНИЙ СРЕДНЕГО РАЗМЕРА — НА ПЕРВОМ МЕСТЕ ЛЮДИ-ПРОФЕССИОНАЛЫ

В настоящее время нет рынка мировых гигантов. На российском рынке стоит обратить внимание на фирмы, представляющие собой игроков нового профиля. Это компании среднего размера, достаточного, чтобы быть устойчивыми. В недавнем прошлом — члены интегрированных мировых аудиторско-консалтинговых групп (партнерств), предоставляющие лучшие практики и ценности, инвестировавшие в развитие персонала и инструментария, продолжающие ставить во главу угла потребности клиента. Такие компании выстраивают свои процессы вокруг заказчика, при этом профессиональны и предоставляют сервис высокого уровня, разговаривая с клиентом на одном языке, выступая в роли партнера и советника.

Стоит подчеркнуть, что фирмы среднего устойчивого размера, являвшиеся частью интегрированного глобального партнерства, в большей степени нацелены на выстраивание с клиентом партнерских отношений, где в ходе оказания услуг аудита или консалтинга команда, ведущая проект, сфокусирована на потребностях заказчика, умеет слушать и слышать, предлагать варианты решений, вести конструктивный диалог с командой со стороны заказчика.

В таких компаниях на первом месте — профессионалы, обладающие знаниями и мотивацией, которые разделяют ценности компании и умеют вести проект с учетом потребностей и особенностей клиента.


*Модель интегрированного партнерства основана на распределении общей консолидированной прибыли, в отличие от модели сети, где предусмотрена только система роялти.

**Аудиторские группы, ранжированные по выручке от аудита (2023 год) (raex-rr.com).

Текст: ПОЛИНА ВИКСНЕ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВОЙ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «МАРИЛЛИОН»

Читайте также
Светлая Пасха с русским и китайским колоритом

Наши гастрономические обозреватели Мила и Ольга Трещёвы выбрали куличи, которые позволят встретить п...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти