Полина Аскери: загадка современного искусства | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
20.07.2018
Стиль

Полина Аскери: загадка современного искусства

Мне на почту приходит очень много портфолио художников, которые хотели бы сотрудничать с Askeri Gallery. На данный момент у нас нет «вакантных мест», но я все равно всегда внимательно просматриваю портфолио. Как ни странно, наличие достойного художественного образования вообще не гарантирует наличие хороших работ. Проблема в том, что человека научили рисовать, но не научили думать. 

Загадка современного искусства как раз заключается в том, что для того, чтобы твои работы оказались востребованными, они должны быть не только хорошо сделаны (признаю: иногда даже этого не требуется), но и ставить проблему или рассказывать историю, которая выходит за границы самой работы. Приведу пример: яркие и веселые работы Мураками — это еще и проработка культурной травмы японцев, связанной с ядерной трагедией Хиросимы и Нагасаки; сложные абстракции Герхарда Рихтера — рефлексия над опытом немецких концлагерей, странные объекты Мэтью Барни — вещи из его очень специфической мифологии, продемонстрированной в серии фильмов «Кремастер». Этот ряд можно продолжать очень долго. 

Если я вижу, что работа сделана путем примитивного подражания известному художнику, без оригинальной идеи, постановки проблемы под необычным углом, могу предложить ее только в качестве цветового пятна в интерьер (при удачном сочетании цветов и качественном ремесле живописца).

В современном искусстве есть масса различных направлений, граничащих с театром, архитектурой, философией и разного рода активизмом. В последнее время довольно большую нишу занимают произведения, которые принято называть общим термином environmental art. В русском языке для этого понятия нет четко установленного перевода. На мой взгляд, точнее всего его смысл передает словосочетание «средовое искусство». В рамках этого направления художники создают некую среду: тотальную инсталляцию или ленд-арт. Идея таких работ в том, чтобы видоизмененное пространство, в которое попадает зритель, помогало ему получить определенный специфический опыт. Например, гигантские скульптуры Ричарда Серра — в некотором смысле среда, поскольку их установка в корне меняет городское или музейное пространство и способы его «проживания». Одним из условий заказа скульптуры у Серра был запрет на ее перемещение, так как работа создавалась специально в конкретное пространство и могла потерять свой эффект в другой среде. 

Фрагменты выставки Ричарда Серра

В 1970 году Роберт Смитсон создал работу Spiral Jetty («Спиральная дамба») — гигантскую насыпь из базальта в виде спирали в Большом Соленом озере в штате Юта в США. Spiral Jetty — колоссальный проект, направленный на создание нового пейзажа: первоначально спираль была черной на красном фоне (сейчас под воздействием природных явлений она немного потеряла контрастность). Эта работа затрагивает массу тем: от эволюции жанра пейзажа и локальной истории, связанной с нефтяной промышленностью, до эксперимента над тем, каким образом природа будет дальше «жить» с новым образованием. Работа постепенно разрушается, на базальте оседает соль и заводятся микроорганизмы, скульптура живет дальше уже без воли ее создателя. 


"Спиральная дамба" Роберта Смитсона

Отдельное направление в environmental art — экологическое искусство. Оно посвящено той среде, которая уже у нас есть как данность и которую мы должны беречь. 

В 1982 году на 7-й Документе в Касселе Йозеф Бойс воплотил произведение «7000 дубов»: в городе было посажено 7000 деревьев, каждое из которых обозначено базальтовым камнем. Помимо экологического смысла, работа имела большое социальное измерение: весь проект сопровождался активными спорами граждан, поддерживающих или выступающих против этой инициативы. Этот общественный диалог тоже является частью работы Бойса. 

В художественной рефлексии над экологией почти всегда есть сообщество, с которым взаимодействует художник. А как иначе, ведь природа гибнет по вине человека, а значит, именно человек в состоянии остановить этот процесс.


Выставка Анны де Карбуччиа «Одна планета — общее будущее».

Для меня очень важно, что Askeri Gallery работает с художником, который очень красиво и тактично обращается к людям с предложением задуматься об окружающей среде. Анна де Карбуччиа на протяжении нескольких лет последовательно реализует проект «Одна планета — общее будущее». Она путешествует по самым далеким уголкам нашей планеты, создавая инсталляции vanitas (с участием песочных часов и изображения черепа) в местах, которые символизируют экологическую или культурную проблему. Эти инсталляции она фиксирует при помощи фотоаппарата, в результате чего получаются невероятной красоты фотографии. Выставочные проекты серии «Одна планета — общее будущее» (один из которых мы, кстати, показали в прошлом году в ММОМА) — это тоже всегда инсталляции, цель которых — создать среду и максимально сконцентрировать тот опыт, который зритель может получить, погружаясь в историю, стоящую за каждым снимком. Это искусство, которое вдохновляет и меняет людей. Нынешним летом у Анны открывается выставка в Кастель-дель-Ово в Неаполе, куда я вас с удовольствием приглашаю (23 июня — 30 сентября).


Автор иллюстрации: Эльвира Насибуллина

Читайте также
Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

#ТеатрПомогает: в МХТ им. А.П. Чехова месяц благотворительного фонда «Жизнь как чудо»

МХТ имени А.П. Чехова продолжает благотворительный проект #ТеатрПомогает, инициированный театром в г...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти