Самый большой вертолет в мире: транспортные, грузовые и военные
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Тяжелые и мощные: топ-13 самых больших вертолетов в России и мире

Гигантские вертолеты применяют практически во всех сферах. Мощные военные модели оказывают огневую поддержку и эвакуируют раненых с поля боя. Грузовые транспортники перевозят тяжелую технику и даже самолеты. А специальные воздушные судна удобно использовать во время чрезвычайных ситуаций. Но огромные вертолеты технически создать очень сложно. Ниже — рейтинг самых удачных хеликоптеров-гигантов в мировой истории.

Самый большой вертолет на сегодня

Mil_Mi-26,_Celebration_of_the_100th_anniversary_of_Russian_Air_Force.jpg
Photo: wikipedia.org

Крейсер среди вертолетов, летающая корова — все эти названия летчики дали российскому тяжеловесу Ми-26 за его габариты. Вертолет совершил первый полет еще в 1977 году. Изначально проект ОКБ «Миля» был нацелен на создание многоцелевого военно-транспортного воздушного судна, есть также санитарная модификация. В 1983 году появилась гражданская версия большегруза для крупных транспортных перевозок под индексом Ми-26Т, которую оснастили внешней подвеской и спецоборудованием для работы с ней.

До сих пор МИ-26 остается самым крупным серийным вертолетом, который используют во всем мире. Модель состоит на вооружении у 12 стран, в том числе и в ООН, участвовала в войне в Афганистане, Чечне, Карабахе. Летательный аппарат использовался при ликвидации последствий Челябинской АЭС. Машина развивает максимальную скорость 295 км/ч и может подняться на 4,6 км в высоту.

В 1975 и 1978 годах на Ми-26 было установлено несколько мировых рекордов скорости среди вертолетов. Максимального предела добился экипаж Г. Карапетяна — 368,4 км/ч. Для сравнения, сейчас самый быстрый из действующих пассажирских самолетов Airbus A380 разгоняется до 1020 км/ч. А сверхзвуковой российский Миг-31 может достичь скорости 3000 км/ч.

Размер

По своим габаритам Ми-26 — не самый крупный среди остальных моделей рейтинга, тем не менее его параметры достаточно внушительные. Тяжелый транспортный вертолет длиннее рекордсмена по величине среди самолетов Boeing-737, а его высота сопоставима с трехэтажным зданием. Чтобы заправить такую машину, требуется 12 000 кубов топлива.

  • Длина — 40 м
  • Высота — 8,1 м
  • Диаметр несущего винта — 32 м
  • Вес — 28,2 т
  • Максимальная взлетная масса — 56 т

Винты Ми-26 покрывают пространство общей площадью 800 метров.

Грузоподъемность

Грузоподъемность модели — 20 тонн. Эту массу вертолет может перевозить как в грузовой кабине, так и на внешней подвеске. Взлетный вес тяжеловоза Ми-26 достигает 56 тонн. По объему тяжелая машина вмещает до 110 кубических метров груза.

Внутри воздушного судна можно разместить пять членов экипажа и 82 вооруженных десантника. В санитарной модификации вместимость рассчитана на 60 человек на носилках. В качестве транспортника Ми-26 перевозит практически любую поклажу: от оборудования и грузового транспорта до самолетов.

В 1999 году на вертолете перемещали грунт из Сибири с вмерзшей в него тушей мамонта.

Фото

Военизированный Ми-26 выглядит так:

1280px-Mi-26_(4).jpg
Photo: wikipedia.org

На этой фотографии можно оценить размеры Ми-26 в сравнении с Boeing-737:

12da050dd3a77d9004e41d49e590b4f0.jpg
Photo: pinterest.com

Ми-26 во время миссии над Чернобыльской АЭС:

1557858647_76236857.jpg
Photo: topwar.ru

Вертолет используют в миротворческих миссиях службы ООН:

13698.jpg
Photo: aex.ru

Периодически Ми-26 приходится перевозить даже самолеты:

fc735c8528600a3b4cd57600429fa57e.jpg
Photo: rostec.ru

А так на воздушном судне транспортировали 20-тонного мамонта:

facts-about-russias-giant9.jpg

ТОП самых больших вертолетов в мире

Большинство самых крупных и мощных вертолетов построено для транспортировки гражданских грузов. Но известны пассажирские и боевые машины-рекордсмены. Последних достаточно успешно применяли для нужд армии. Из-за излишней громоздкости часть моделей так и осталась на стадии проекта, не выйдя в серию.

Транспортно-грузовые

Ми-10

Vzlet_Mil_Mi-10K.jpg
Photo: wikipedia.org

Ми-10 («летающий кран») — российский вертолет, который создали для перевозки специализированных контейнеров в 1960 году. Разработкой занималось ОКБ Миля. Инженеры бюро модифицировали транспортник Ми-6, убрав вместительную грузовую кабину и фюзеляж. Вместо нее Ми-10 оснастили шасси с 4 опорами, на которое можно было крепить платформу с негабаритным грузом. Версия Ми-10К («Кран») была модифицирована под сложные строительно-монтажные работы.

  • Длина — 41,89 м, высота — 9,9 м
  • Грузоподъемность — 15 тонн
  • Вес без груза — 27,1 тонна
  • Диаметр несущего винта — 35 м
  • Максимальная скорость — 235 км/ч
Специально для достижения рекорда грузоподъемности был создан модифицированный экземпляр Ми-10. Вертолет смог поднять в воздух 25 тонн груза.

Sikorsky CH-54 Tarhe

CH54B_and_M551_Sheridan.jpg
Photo: wikipedia.org

Sikorsky CH-54 Tarhe — американский грузовой вертолет, разработанный на основе геликоптера S-60. За время серийного производства было выпущено 105 штук. Модель CH-54 использовалась американской армией, большей частью во Вьетнаме, с 1962 по 90-е годы. После войны некоторые экземпляры переделали под гражданские нужды. Воздушные судна использовали для транспортировки леса и тушения пожаров.

  • Длина — 26,97 м, высота — 7,75 м
  • Максимальная грузоподъемность — 10 т
  • Полная взлетная масса — 21,3 т
  • Вес пустого вертолета — 8,98 т
  • Диаметр несущего винта — 21,95 м
  • Максимальная скорость — 240 км/ч
В 1971 году на воздушном судне был установлен мировой рекорд скорости подъема. CH-54 Tarhe удалось подняться на 9000 м за 5,58 минут.

Hughes XH-17

ScanXH17.jpg
Photo: wikipedia.org

Менее удачный «летающий кран» разработала фирма Hughes Aircraft из США в 1952 г. Hughes XH-17 был изготовлен для строительных и монтажных работ, а также перевозку крупногабаритных контейнеров. Вертолет оказался крайне неэкономичным по степени расхода топлива и так и не вышел в серию. Несмотря на это, модель является абсолютным рекордсменом по самому большому диаметру несущего винта - 39,62 метра.

  • Длина — 16,25 м, высота — 9,17 м
  • Вес без груза — 12,9 т
  • Грузоподъемность — 4,66 т
  • Максимальная скорость — 140 км/ч

AgustaWestland AW101

AW101-hero-banner-0319_finale (1).jpg
Photo: helicopters.leonardo.com

Еще один тяжелый транспортный вертолет — родом из Европы. Модель AgustaWestland AW101 весит 10,5 т и может перевозить грузы массой до 5 тонн в кабине или 5,4 тонны на подвеске снаружи. Первый полет машины состоялся еще в 1981 году, но из-за проблем с финансированием и опытными прототипами в серию модель вышла только в 1999 г. В основном шла на экспорт. Имеет боевую, транспортную, спасательную и гражданскую версии.

Предельная скорость вертолета — 310 км/ч, длина — 19,53 м, высота — 6,62 м. Кабина вмещает до 45 человек и 3 членов экипажа.

Военные

Боевые машины не только перевозят десантников, но и сами активно участвуют в боевых действиях. Такие вертолеты покрыты броней, оснащены специальным оборудованием и вооружены. Военные аппараты чуть легче транспортных, быстрее и маневреннее.

Ми-24

Mil_Mi-24D_(centered).jpg
Photo: wikipedia.org

Яркий пример такой техники — российская модель Ми-24 «Крокодил» или «Лань» по обозначению в НАТО. Разработанный в 1971 году, летательный аппарат стал первым военным вертолетом в СССР. За 50 лет производства модель пережила свыше 35 модификаций и стала самой распространенной в мире.

  • Длина версии Ми-24ПН — 17,5 м, высота — 3,9 м
  • Диаметр ведущего винта — 17,3 м
  • Масса пустого судна — 8,57 т
  • Максимальный взлетный вес — 11,8 т
  • Вмещает 3 членов экипажа и до 8 солдат
  • Максимальный вес груза в кабине — 2,4 т, на внешней подвеске — 2 т
  • Развивает скорость до 320 км/ч
Модель участвовала как минимум в 30 локальных конфликтах и состоит на вооружении 57 стран. За возможность осуществлять огневую поддержку Ми-24 называют также «летающей БМП».

AH-64 Apache

AH-64D_Apache_Longbow.jpg
Photo: wikipedia.org

В 2021 году первое место по массовому выпуску боевых вертолетов занял американский AH-64 Apache. Это основная ударная модель ВВС США. На вооружение вертолет поступил в 1985 году. С 1997 г. производством и доработкой версий занимается компания Boeing. Все модификации оснащены мощным вооружением и системами резервного дублирования работы.

  • Длина — 17,76 м, высота — от 3,84 до 4,95 м в зависимости от версии
  • Диаметр главного винта — 14,63 м
  • Пустой вес — 5165 кг
  • Максимальная скорость — 265, 293 или 300 км/ч
  • Максимальная взлетная масса — 10,4 т
  • Экипаж — 2 человека

Bell AH-1

AH-1_Cobra.jpg
Photo: wikipedia.org

Самый быстрый из больших ударных вертолетов — Bell AH-1 Super Cobra. Создан для нужд американской морской пехоты. Создан в 1969 году компаний Bell Helicopter. Используется в армии США, Турции и Китая. На борту есть место для двух членов экипажа: пилота и стрелка.

  • Длина — 17,68 м, высота — 4,44 м
  • Диаметр несущего винта — 14,63 м
  • Вес вертолета без оснащения — 4,95 т
  • Максимальная скорость — 352 км/ч
  • Предел допустимой взлетной массы — 6,69 т

Для создания вертолета Bell Helicopter модифицировали модель AH-1 Cobra, которая не подходила для боевых задач из-за высокого уровня шума.

Пассажирские

Sikorsky CH-53E

ch53e-4.jpg
Photo: airwar.ru / Peter Tonna

Транспортник Sikorsky CH-53E считается одним из самых тяжелых воздушных судов в мире. Вес пустого вертолета составляет 10,717 т. Его выпускала американская компания Sikorsky Aero Engineering Corporation. Впервые летательный аппарат поднялся в воздух 15 октября 1964 года. Серийное производство началось в 1966 году и завершилось в 2012 г. За это время были выпущены 522 единицы CH-53E.

  • Использовался для перевозки техники, материалов и морской пехоты
  • Габариты: длина — 26,88 м, высота — 5,22 м
  • Максимальная скорость — 307 км/ч
  • Вмещает 38 человек или 24 носилки с ранеными солдатами в санитарной модификации
  • Диаметр несущего винта — 22 м
  • Грузоподъемность кабины — 5,78 т. На внешней подвеске вертолет поднимает до 16 тонн

Boeing MH-47E

1280px-Chinook.ch-47d.d-101.rnethaf.arp.jpg
Photo: wikipedia.org

Boeing MH-47E Chinook — самый известный военно-транспортный вертолет США. Серийная версия появилась в 1961 году и активно используется по настоящее время. Во время боевых действий во Вьетнаме перевозил солдат, распылял аэрозоли и создавал дымовые завесы. На вооружение модель состоит у 22 стран в мире.

  • Длина / высота — 15,87 и 5,59 м
  • Вмещает 55 пассажиров и до 3 членов экипажа
  • Два несущих винта имеют диаметр 18,29 м каждый
  • Масса в пустом состоянии — 12,2 т
  • Максимальная скорость — 285 км/ч
  • Максимальный вес груза — 10,88 т

SA.321 Super-Frelon

SA321_Super_Frélon_(cropped).jpg
Photo: wikipedia.org

Изначально задуманный как боевая модель, французский тяжеловес Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon ("сверх шершень") впоследствии получил транспортно-десантную и пассажирскую версии.

Super-Frelon выпускали в сухопутной и амфибийной модификациях. Пассажирская версия SA.321 J поставлялась в Китай. С вооружения Франции последние модели сняли в 2010 году.

  • Длина — 23 м, высота — 6,66 м
  • Грузоподъемность — 5 тонн
  • Вмещает до 30 солдат в экипировке или 15 раненых на носилках
  • Диаметр несущего винта — 18,9 м
  • Потолок — 3150 м
  • Максимальная скорость — 250 км/ч
  • Вес пустого — 6,7 т
Вертолет должен был стать многоцелевым и кроме высадки десанта участвовать в боевых операциях. Применялся в Ираке, Израиле и Южной Африке. Всего в серии вышло 99 вертолетов, производство продолжалось с 1965 по 1983 гг.

Самые большие вертолеты в России

Ми-6

Mil_Mi-6,_54RED,_Russian_Air_Force.jpg
Photo: wikipedia.org

Самый первый отечественный тяжеловес Ми-6 впервые поднялся в небо в 1957 году. Серийное производство модели продолжалось с 1959 по 1980 годы. За это время транспортник побил 16 мировых рекордов, и не только по грузоподъемности. Несмотря на массивный вес, в 1961 году модель получила статус самого быстрого вертолета в мире.

Всего с конвейера сошло 926 единиц многоцелевого транспортного аппарата. Воздушное судно не было рассчитано на перевозку пассажиров, зато могло транспортировать до 12 тонн груза. Именно на базе МИ-6 позднее создали строительно-монтажного гиганта Ми-10.

  • Длина — 33.16 м, высота — 9,86 м
  • Диаметр несущего винта — 35 м
  • Максимальная скорость — 340 км/ч

Ми-12

ozzrq4c1p3mwndpunjqngupjjo6u7aby.jpg
Photo: rostec.ru

Абсолютным рекордсменом по габаритом среди вертолетов остается советский гигант В-12 (Ми-12). Его разработали в 1968 году специально для перевозки баллистических ракет, но в серию вертолет так и не пошел. Инженеры успели выпустить только два опытных экземпляра и проект закрыли. Тем не менее ни одна страна в мире до сих пор не смогла создать вертолет массивнее Ми-12.

  • Длина — 37 м, высота — 12,5 м
  • Масса пустого аппарата — 69,1 т
  • Диаметр двух несущих винтов — по 35 м каждый
  • Абсолютный рекорд грузоподъемности — 44,3 т
  • Вмещал до 6 человек экипажа и 196 солдат или 220 гражданских
  • Максимальная скорость — 260 км/ч

cd7kcc4a8ijvxhw9jhqtgvkmhoh8cp6g.png
Photo: rostec.ru

Вертолеты отлично решают проблему доставки крупногабаритных материалов в труднодоступные регионы и места боевых действий или ЧС. Поэтому разработки мощных аппаратов с высокой грузоподъемностью продолжается до сих пор. Во многих странах сейчас работают над созданием беспилотных вертолетов, в которых могут поднять больше груза и долго держаться в воздухе даже в неблагоприятных условиях.

Читайте также
Airbus празднует первый полет скоростного вертолета Racer

Высокоскоростной вертолет Airbus Helicopters Racer совершил свой первый полет в Мариньяне, пролетев ...

Мирко Дзаго: «Я, будучи итальянцем, люблю окрошку на ржаном квасе»

C Мирко Дзаго, шеф-поваром ресторанов «Аист» и Onest, поговорили гастрономические обозреватели Jets...

Светлая Пасха с русским и китайским колоритом

Наши гастрономические обозреватели Мила и Ольга Трещёвы выбрали куличи, которые позволят встретить п...

Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти