Самый большой вертолет в мире: транспортные, грузовые и военные
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Тяжелые и мощные: топ-13 самых больших вертолетов в России и мире

Гигантские вертолеты применяют практически во всех сферах. Мощные военные модели оказывают огневую поддержку и эвакуируют раненых с поля боя. Грузовые транспортники перевозят тяжелую технику и даже самолеты. А специальные воздушные судна удобно использовать во время чрезвычайных ситуаций. Но огромные вертолеты технически создать очень сложно. Ниже — рейтинг самых удачных хеликоптеров-гигантов в мировой истории.

Самый большой вертолет на сегодня

Mil_Mi-26,_Celebration_of_the_100th_anniversary_of_Russian_Air_Force.jpg
Photo: wikipedia.org

Крейсер среди вертолетов, летающая корова — все эти названия летчики дали российскому тяжеловесу Ми-26 за его габариты. Вертолет совершил первый полет еще в 1977 году. Изначально проект ОКБ «Миля» был нацелен на создание многоцелевого военно-транспортного воздушного судна, есть также санитарная модификация. В 1983 году появилась гражданская версия большегруза для крупных транспортных перевозок под индексом Ми-26Т, которую оснастили внешней подвеской и спецоборудованием для работы с ней.

До сих пор МИ-26 остается самым крупным серийным вертолетом, который используют во всем мире. Модель состоит на вооружении у 12 стран, в том числе и в ООН, участвовала в войне в Афганистане, Чечне, Карабахе. Летательный аппарат использовался при ликвидации последствий Челябинской АЭС. Машина развивает максимальную скорость 295 км/ч и может подняться на 4,6 км в высоту.

В 1975 и 1978 годах на Ми-26 было установлено несколько мировых рекордов скорости среди вертолетов. Максимального предела добился экипаж Г. Карапетяна — 368,4 км/ч. Для сравнения, сейчас самый быстрый из действующих пассажирских самолетов Airbus A380 разгоняется до 1020 км/ч. А сверхзвуковой российский Миг-31 может достичь скорости 3000 км/ч.

Размер

По своим габаритам Ми-26 — не самый крупный среди остальных моделей рейтинга, тем не менее его параметры достаточно внушительные. Тяжелый транспортный вертолет длиннее рекордсмена по величине среди самолетов Boeing-737, а его высота сопоставима с трехэтажным зданием. Чтобы заправить такую машину, требуется 12 000 кубов топлива.

  • Длина — 40 м
  • Высота — 8,1 м
  • Диаметр несущего винта — 32 м
  • Вес — 28,2 т
  • Максимальная взлетная масса — 56 т

Винты Ми-26 покрывают пространство общей площадью 800 метров.

Грузоподъемность

Грузоподъемность модели — 20 тонн. Эту массу вертолет может перевозить как в грузовой кабине, так и на внешней подвеске. Взлетный вес тяжеловоза Ми-26 достигает 56 тонн. По объему тяжелая машина вмещает до 110 кубических метров груза.

Внутри воздушного судна можно разместить пять членов экипажа и 82 вооруженных десантника. В санитарной модификации вместимость рассчитана на 60 человек на носилках. В качестве транспортника Ми-26 перевозит практически любую поклажу: от оборудования и грузового транспорта до самолетов.

В 1999 году на вертолете перемещали грунт из Сибири с вмерзшей в него тушей мамонта.

Фото

Военизированный Ми-26 выглядит так:

1280px-Mi-26_(4).jpg
Photo: wikipedia.org

На этой фотографии можно оценить размеры Ми-26 в сравнении с Boeing-737:

12da050dd3a77d9004e41d49e590b4f0.jpg
Photo: pinterest.com

Ми-26 во время миссии над Чернобыльской АЭС:

1557858647_76236857.jpg
Photo: topwar.ru

Вертолет используют в миротворческих миссиях службы ООН:

13698.jpg
Photo: aex.ru

Периодически Ми-26 приходится перевозить даже самолеты:

fc735c8528600a3b4cd57600429fa57e.jpg
Photo: rostec.ru

А так на воздушном судне транспортировали 20-тонного мамонта:

facts-about-russias-giant9.jpg

ТОП самых больших вертолетов в мире

Большинство самых крупных и мощных вертолетов построено для транспортировки гражданских грузов. Но известны пассажирские и боевые машины-рекордсмены. Последних достаточно успешно применяли для нужд армии. Из-за излишней громоздкости часть моделей так и осталась на стадии проекта, не выйдя в серию.

Транспортно-грузовые

Ми-10

Vzlet_Mil_Mi-10K.jpg
Photo: wikipedia.org

Ми-10 («летающий кран») — российский вертолет, который создали для перевозки специализированных контейнеров в 1960 году. Разработкой занималось ОКБ Миля. Инженеры бюро модифицировали транспортник Ми-6, убрав вместительную грузовую кабину и фюзеляж. Вместо нее Ми-10 оснастили шасси с 4 опорами, на которое можно было крепить платформу с негабаритным грузом. Версия Ми-10К («Кран») была модифицирована под сложные строительно-монтажные работы.

  • Длина — 41,89 м, высота — 9,9 м
  • Грузоподъемность — 15 тонн
  • Вес без груза — 27,1 тонна
  • Диаметр несущего винта — 35 м
  • Максимальная скорость — 235 км/ч
Специально для достижения рекорда грузоподъемности был создан модифицированный экземпляр Ми-10. Вертолет смог поднять в воздух 25 тонн груза.

Sikorsky CH-54 Tarhe

CH54B_and_M551_Sheridan.jpg
Photo: wikipedia.org

Sikorsky CH-54 Tarhe — американский грузовой вертолет, разработанный на основе геликоптера S-60. За время серийного производства было выпущено 105 штук. Модель CH-54 использовалась американской армией, большей частью во Вьетнаме, с 1962 по 90-е годы. После войны некоторые экземпляры переделали под гражданские нужды. Воздушные судна использовали для транспортировки леса и тушения пожаров.

  • Длина — 26,97 м, высота — 7,75 м
  • Максимальная грузоподъемность — 10 т
  • Полная взлетная масса — 21,3 т
  • Вес пустого вертолета — 8,98 т
  • Диаметр несущего винта — 21,95 м
  • Максимальная скорость — 240 км/ч
В 1971 году на воздушном судне был установлен мировой рекорд скорости подъема. CH-54 Tarhe удалось подняться на 9000 м за 5,58 минут.

Hughes XH-17

ScanXH17.jpg
Photo: wikipedia.org

Менее удачный «летающий кран» разработала фирма Hughes Aircraft из США в 1952 г. Hughes XH-17 был изготовлен для строительных и монтажных работ, а также перевозку крупногабаритных контейнеров. Вертолет оказался крайне неэкономичным по степени расхода топлива и так и не вышел в серию. Несмотря на это, модель является абсолютным рекордсменом по самому большому диаметру несущего винта - 39,62 метра.

  • Длина — 16,25 м, высота — 9,17 м
  • Вес без груза — 12,9 т
  • Грузоподъемность — 4,66 т
  • Максимальная скорость — 140 км/ч

AgustaWestland AW101

AW101-hero-banner-0319_finale (1).jpg
Photo: helicopters.leonardo.com

Еще один тяжелый транспортный вертолет — родом из Европы. Модель AgustaWestland AW101 весит 10,5 т и может перевозить грузы массой до 5 тонн в кабине или 5,4 тонны на подвеске снаружи. Первый полет машины состоялся еще в 1981 году, но из-за проблем с финансированием и опытными прототипами в серию модель вышла только в 1999 г. В основном шла на экспорт. Имеет боевую, транспортную, спасательную и гражданскую версии.

Предельная скорость вертолета — 310 км/ч, длина — 19,53 м, высота — 6,62 м. Кабина вмещает до 45 человек и 3 членов экипажа.

Военные

Боевые машины не только перевозят десантников, но и сами активно участвуют в боевых действиях. Такие вертолеты покрыты броней, оснащены специальным оборудованием и вооружены. Военные аппараты чуть легче транспортных, быстрее и маневреннее.

Ми-24

Mil_Mi-24D_(centered).jpg
Photo: wikipedia.org

Яркий пример такой техники — российская модель Ми-24 «Крокодил» или «Лань» по обозначению в НАТО. Разработанный в 1971 году, летательный аппарат стал первым военным вертолетом в СССР. За 50 лет производства модель пережила свыше 35 модификаций и стала самой распространенной в мире.

  • Длина версии Ми-24ПН — 17,5 м, высота — 3,9 м
  • Диаметр ведущего винта — 17,3 м
  • Масса пустого судна — 8,57 т
  • Максимальный взлетный вес — 11,8 т
  • Вмещает 3 членов экипажа и до 8 солдат
  • Максимальный вес груза в кабине — 2,4 т, на внешней подвеске — 2 т
  • Развивает скорость до 320 км/ч
Модель участвовала как минимум в 30 локальных конфликтах и состоит на вооружении 57 стран. За возможность осуществлять огневую поддержку Ми-24 называют также «летающей БМП».

AH-64 Apache

AH-64D_Apache_Longbow.jpg
Photo: wikipedia.org

В 2021 году первое место по массовому выпуску боевых вертолетов занял американский AH-64 Apache. Это основная ударная модель ВВС США. На вооружение вертолет поступил в 1985 году. С 1997 г. производством и доработкой версий занимается компания Boeing. Все модификации оснащены мощным вооружением и системами резервного дублирования работы.

  • Длина — 17,76 м, высота — от 3,84 до 4,95 м в зависимости от версии
  • Диаметр главного винта — 14,63 м
  • Пустой вес — 5165 кг
  • Максимальная скорость — 265, 293 или 300 км/ч
  • Максимальная взлетная масса — 10,4 т
  • Экипаж — 2 человека

Bell AH-1

AH-1_Cobra.jpg
Photo: wikipedia.org

Самый быстрый из больших ударных вертолетов — Bell AH-1 Super Cobra. Создан для нужд американской морской пехоты. Создан в 1969 году компаний Bell Helicopter. Используется в армии США, Турции и Китая. На борту есть место для двух членов экипажа: пилота и стрелка.

  • Длина — 17,68 м, высота — 4,44 м
  • Диаметр несущего винта — 14,63 м
  • Вес вертолета без оснащения — 4,95 т
  • Максимальная скорость — 352 км/ч
  • Предел допустимой взлетной массы — 6,69 т

Для создания вертолета Bell Helicopter модифицировали модель AH-1 Cobra, которая не подходила для боевых задач из-за высокого уровня шума.

Пассажирские

Sikorsky CH-53E

ch53e-4.jpg
Photo: airwar.ru / Peter Tonna

Транспортник Sikorsky CH-53E считается одним из самых тяжелых воздушных судов в мире. Вес пустого вертолета составляет 10,717 т. Его выпускала американская компания Sikorsky Aero Engineering Corporation. Впервые летательный аппарат поднялся в воздух 15 октября 1964 года. Серийное производство началось в 1966 году и завершилось в 2012 г. За это время были выпущены 522 единицы CH-53E.

  • Использовался для перевозки техники, материалов и морской пехоты
  • Габариты: длина — 26,88 м, высота — 5,22 м
  • Максимальная скорость — 307 км/ч
  • Вмещает 38 человек или 24 носилки с ранеными солдатами в санитарной модификации
  • Диаметр несущего винта — 22 м
  • Грузоподъемность кабины — 5,78 т. На внешней подвеске вертолет поднимает до 16 тонн

Boeing MH-47E

1280px-Chinook.ch-47d.d-101.rnethaf.arp.jpg
Photo: wikipedia.org

Boeing MH-47E Chinook — самый известный военно-транспортный вертолет США. Серийная версия появилась в 1961 году и активно используется по настоящее время. Во время боевых действий во Вьетнаме перевозил солдат, распылял аэрозоли и создавал дымовые завесы. На вооружение модель состоит у 22 стран в мире.

  • Длина / высота — 15,87 и 5,59 м
  • Вмещает 55 пассажиров и до 3 членов экипажа
  • Два несущих винта имеют диаметр 18,29 м каждый
  • Масса в пустом состоянии — 12,2 т
  • Максимальная скорость — 285 км/ч
  • Максимальный вес груза — 10,88 т

SA.321 Super-Frelon

SA321_Super_Frélon_(cropped).jpg
Photo: wikipedia.org

Изначально задуманный как боевая модель, французский тяжеловес Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon ("сверх шершень") впоследствии получил транспортно-десантную и пассажирскую версии.

Super-Frelon выпускали в сухопутной и амфибийной модификациях. Пассажирская версия SA.321 J поставлялась в Китай. С вооружения Франции последние модели сняли в 2010 году.

  • Длина — 23 м, высота — 6,66 м
  • Грузоподъемность — 5 тонн
  • Вмещает до 30 солдат в экипировке или 15 раненых на носилках
  • Диаметр несущего винта — 18,9 м
  • Потолок — 3150 м
  • Максимальная скорость — 250 км/ч
  • Вес пустого — 6,7 т
Вертолет должен был стать многоцелевым и кроме высадки десанта участвовать в боевых операциях. Применялся в Ираке, Израиле и Южной Африке. Всего в серии вышло 99 вертолетов, производство продолжалось с 1965 по 1983 гг.

Самые большие вертолеты в России

Ми-6

Mil_Mi-6,_54RED,_Russian_Air_Force.jpg
Photo: wikipedia.org

Самый первый отечественный тяжеловес Ми-6 впервые поднялся в небо в 1957 году. Серийное производство модели продолжалось с 1959 по 1980 годы. За это время транспортник побил 16 мировых рекордов, и не только по грузоподъемности. Несмотря на массивный вес, в 1961 году модель получила статус самого быстрого вертолета в мире.

Всего с конвейера сошло 926 единиц многоцелевого транспортного аппарата. Воздушное судно не было рассчитано на перевозку пассажиров, зато могло транспортировать до 12 тонн груза. Именно на базе МИ-6 позднее создали строительно-монтажного гиганта Ми-10.

  • Длина — 33.16 м, высота — 9,86 м
  • Диаметр несущего винта — 35 м
  • Максимальная скорость — 340 км/ч

Ми-12

ozzrq4c1p3mwndpunjqngupjjo6u7aby.jpg
Photo: rostec.ru

Абсолютным рекордсменом по габаритом среди вертолетов остается советский гигант В-12 (Ми-12). Его разработали в 1968 году специально для перевозки баллистических ракет, но в серию вертолет так и не пошел. Инженеры успели выпустить только два опытных экземпляра и проект закрыли. Тем не менее ни одна страна в мире до сих пор не смогла создать вертолет массивнее Ми-12.

  • Длина — 37 м, высота — 12,5 м
  • Масса пустого аппарата — 69,1 т
  • Диаметр двух несущих винтов — по 35 м каждый
  • Абсолютный рекорд грузоподъемности — 44,3 т
  • Вмещал до 6 человек экипажа и 196 солдат или 220 гражданских
  • Максимальная скорость — 260 км/ч

cd7kcc4a8ijvxhw9jhqtgvkmhoh8cp6g.png
Photo: rostec.ru

Вертолеты отлично решают проблему доставки крупногабаритных материалов в труднодоступные регионы и места боевых действий или ЧС. Поэтому разработки мощных аппаратов с высокой грузоподъемностью продолжается до сих пор. Во многих странах сейчас работают над созданием беспилотных вертолетов, в которых могут поднять больше груза и долго держаться в воздухе даже в неблагоприятных условиях.

Читайте также
Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Забудьте о бизнес-джетах: Hill HX50 - первый в мире полностью частный вертолет

Стоимость вертолета от Hill Helicopters, предназначенного для личного использования, начинается прим...

Серия Designer от Bell Helicopter: вертолет для взыскательной публики

Новый интерьер для Bell 429 включает в себя модернизацию всех материалов салона, сочетая качество ма...

Элегантность и лаконичность: как промышленные дизайнеры создавали интерьер новой Cessna Citation

Зайдите внутрь Cessna Citation CJ3 Gen2 — и на вас быстро нахлынет волна сдержанной элегантности. От...

Cessna Citation Ascend: чище, тише, дольше

В погоне за снижением карбонового следа каждый авиастроитель выбирает свой путь. Легендарная америка...

Кулинарная одиссея: обед в этом самолете вы не забудете никогда

Футуристический концепт интерьера частного самолета по версии дизайнеров из PriestmanGoode.

Спортивный облегченный салон Embraer Phenom 100EX стал более безопасным

Легкий твинджет получил больше комфорта и безопасности при сохранении цены в 4,995 млн долл.

ACJ TwoTwenty: не ведая границ

Бизнес-версия самой маленькой "гражданской" модели Airbus всколыхнула рынок в сегменте биз...

Безопасный самолёт: рейтинг самых надежных судов

Многие согласятся с тем фактом, что самолеты - это самый безопасный вид транспорта. Для того, чтобы ...

Spirit создаст композитный фюзеляж для нового легкого реактивного самолета HondaJet 2600

Honda Aircraft планирует сертифицировать новый легкий реактивный самолет HondaJet 2600 в 2028 году, ...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти