Стоянка на запасном. Тенденции бизнес-авиации 2023 | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Стоянка на запасном. Тенденции бизнес-авиации 2023

2022 год без преувеличения стал переломным для бизнес-авиации России: рынок лихорадило, амплитуда между подъемом и падением спроса была беспрецедентно высокой. И хотя индустрия не превратилась в руины, оснований для оптимизма немного. Торможение, вероятно, пойдет с отсрочкой во времени. 

Авиационный сектор сильно пострадал от санкций, а деловая авиация и вовсе оказалась под беспрецедентным давлением. Собственники бизнес-джетов, пассажиры чартерных самолетов, операторы, базы технического обслуживания, дилеры – в индустрии нет направлений, не затронутых последствиями санкций. Как результат, возникло две болевые точки, которые отравляют здоровье всей отрасли. Первая – наличие флота. Вторая – существование достаточной платежеспособной аудитории.

Наличие, а точнее отсутствие необходимого парка бизнес-джетов, ощущается уже сейчас. Если раньше бизнес-авиация использовала чартерные борта около 300 операторов, то сейчас на рынке летают не больше двух десятков. Это объясняется тем, что с рынка в основном ушли небольшие (имеющие по одному-два самолета в парке), но многочисленные европейские операторы. Теперь для полетов в Европу пассажиры бронируют частный борт до Стамбула, Дубая или Еревана, а оттуда вылетают рейсом регулярных авиакомпаний.

Парк самолетов частных владельцев (как правило, эти джеты не сдаются в чартеры, а летают исключительно в интересах собственников) также серьезно затронут. Чьи-то самолеты застряли в аэропортах Европы, кто-то попал под персональные санкции и не может ни провести техобслуживание самолета, ни продать его. Большинство бизнес-джетов с российским следом в одночасье стали токсичными, и даже за не санкционные борта покупатели просят большие скидки.

Что касается пассажиров чартерных бизнес-джетов, то их количество тоже скукожилось. С одной стороны, стоимость рейсов выросла космически даже по меркам частной авиации. Так, покресельный перелет на бизнес-джете Legacy 650, который до февраля 2022 года обходился в 3500 EUR, на волне новостей о частичной мобилизации вырос до 15 000 – 20 000 EUR. Потом ценник, конечно, откатился, но говорить о чеке начала 2022 года уже не приходится. Также серьезно скорректировались цены и на фрахт всего самолета. Не стоит забывать и об уехавших согражданах, доля которых могла использовать бизнес-джеты ранее.

Новые тенденции последнего года не могли не отразиться на цифрах. Так, из терминала бизнес-авиации «Внуково-3», ранее входившего топ-3 самых загруженных аэропортов Европы, в ноябре 2022 года вылетело в три раза меньше рейсов по сравнению с тем же месяцем 2021 года. С 1 по 21 декабря 2022 года пассажиры совершили около 150 международных перелетов из терминала «Внуково-3». Для сравнения: за весь декабрь 2021 года таких чартеров было около тысячи. 

Скорректировались и самые популярные новогодние направления. В сезоне 2022-2023 в топ вошли Арабские Эмираты, Турция, Мальдивы, Кипр, страны СНГ, например, Армения. По понятным причинам отпали европейские горнолыжные направления, им на смену пришел интерес к внутренним российским направлениям. В первую очередь, к Сочи и Минводам.

Если никаких новых вводных или ограничений не появится, то бизнес-авиация в России, вероятно, продолжит медленную консервацию. Рынок трансформируется до локального; он будет связывать Москву, Санкт-Петербург, Сочи, города с промышленными и аграрными кластерами корпораций, принадлежащих российским элитам, и дружественные страны.

Далеко не все игроки индустрии выживут. Операторы могут попасть под вторичные санкции, брокеры растерять клиентов. Определенно останутся на плаву те, кто раньше других научится трансформироваться вместе с рынком. Например, комбинировать сложные туристические продукты по внутренним направлениям, тем самым развивая сервисную инфраструктуру в стране.

Читайте также
Светлая Пасха с русским и китайским колоритом

Наши гастрономические обозреватели Мила и Ольга Трещёвы выбрали куличи, которые позволят встретить п...

Ваш аудитор и консультант — кто он?

Рынок аудита и консалтинга в России начал формироваться около 30 лет назад. Лидирующие позиции на то...

Рынок бизнес-джетов со вторичного рынка почувствует эффект G700

Запасы самолетов будут расти, поскольку клиенты будут продавать свои джеты, чтобы перейти на G700.

Поставки Bombardier падают, но заказы растут

Challenger от Bombardier будет лидировать в поставках в этом году, а глобальные поставки, как ожидае...

Выбросы CO2 у бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов в США снизились на 62% с 2005 года

По словам президента и генерального директора NBAA Эда Болена, каждая новая модель бизнес-самолета н...

Gulfstream поставил клиентам первые два самолета G700

Оба самолета в настоящее время находятся в эксплуатации у неназванных клиентов в США.

Продажи самолетов со вторичного рынка растут

Ожидается, что цены и запасы бывших в употреблении турбовинтовых самолетов стабилизируются, сообщает...

Андрей Шмаков: «Соленые грузди, селедка и пирожки — это и есть ДНК русского человека»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru пообщались с Андреем Шмаковым, бренд-шеф...

Daher расширяет производство TBM и Kodiak

Параллельные производственные линии для окончательной сборки самолетов Kodiak от этапа 3 до этапа 6 ...

Уиллиам Ламберти: «Человек может достичь всего, чего захочет»

Мила и Ольга Трещёвы, гастрономические обозреватели Jets.ru, беседуют с Уиллиамом Ламберти – шеф-пов...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти