Поставки джетов 2022: богатые стали богаче | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

Поставки джетов 2022: богатые стали богаче

Всех много, а всего мало – так можно охарактеризовать итоги 2022 году в контексте поставок новых бизнес-джетов. Объем переданных самолетов сопоставим с поставками десятилетней давности, при этом их стоимость выросла почти на 4 млрд. Объяснить это можно не только инфляцией, но и перераспределением спроса в пользу самых дорогих машин.

В феврале 2023 года профильная Ассоциация поставщиков самолетов авиации общего назначения (GAMA) подвела итоги 2022 года. Согласно отчету, за прошлый год глобально было поставлено 712 новых бизнес-джетов, что на 0,3% или 2 самолета больше, чем годом ранее. Более радужно дела обстоят в категории поршневых и турбовинтовых самолетов, где рост поставок составил 8,2% и 10,4% соответственно. Общая стоимость всех переданных самолетов достигла 22,8 млрд долл.

Казалось бы, все три сегмента самолетов выросли в количественном выражении и нет повода углубляться в анализ. Тем не менее, именно он дает представление о тех изменениях, которые происходят в мире – не только в мире бизнес-авиации, но и в мире больших денег. 

Ассоциация GAMA всегда показывает годовой прирост в сравнении с предыдущим годом. В случае, если ничего экстраординарного не происходит, например, мирового финансового кризиса, картина поставок выглядит гладко: продажи растут вместе с доходами. Но если расширить временное окно поиска и сравнить результаты 2022 года с 2012 картина становится более гротескной.

Первое, что бросается в глаза – это разница в стоимости поставок самолетов. В 2012 году клиенты получили 672 бизнес-джета. Суммарная стоимость поставок всех самолетов тогда составила 18,8 млрд долл. В 2022 году объем переданных реактивных бизнес-самолетов вырос всего на 40 единиц при росте стоимости на 3,9 млрд долл. Методом простого деления получаем, что каждый из 40 бизнес-джетов должен был бы стоить 97,5 млн долл. Но таких цен на рынке просто нет. Остается только инфляция и предположение о том, что парк новых бизнес-джетов 2022 года выпуска качественно изменился в пользу самых дорогих и дальнобойных машин. 

Если сравнить поставки по производителям в 2012 и 2022 годах, то это предположение оправдывается. Так, канадский производитель Bombardier Aerospace поставил 54 дальнемагистральных бизнес-джета в 2012 году, в то время как в прошлом году эта цифра составила 70 машин. Американцы из Gulfstream Aerospace в аналогичные временные рамки поставили 83 топовых самолета и 96 машин соответственно. А вот у французского Dassault Falcon дела обстоят намного печальнее – 10 лет назад он построил 66 бизнес-джетов против 32 в 2022. Казалось бы ясно, между кем распределилась доля европейского производителя. Если бы не одно «но» – количество долларовых миллиардеров за последний год сократилась на 87 человек. А поставки дальнемагистральных и самых дорогих бизнес-джетов выросли как по сравнению с 2021 годом, так и в сравнении с десятью годами ранее.

Интересное сравнение получается и у американской компании Cessna Aircraft, которая традиционно занимает нишу относительно недорогих легких и средне-легких самолетов. Ее поставки за последние 10 лет сократились на 80 машин; это косвенно может указывать на изменения платежеспособности высшего среднего класса и, в первую очередь, в США. Поставки бразильского Embraer – конкурента в этих рыночных нишах – остались практически без изменений, хотя компания вывела на рынок сразу несколько средне-легких моделей самолетов.

Разумеется, колебание спроса на бизнес-джеты зависит во многом зависит от самого продукта – насколько удачны его характеристики, как он ведет себя в эксплуатации, насколько хорошо послепродажное обслуживание и высока остаточная стоимость актива на вторичном рынке. Тем не менее, очевидное смещение спроса в сторону самых дорогих машин говорит о том, что мировые элиты богатеют, хотя рост их числа затормаживается.

Читайте также
Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Забудьте о бизнес-джетах: Hill HX50 - первый в мире полностью частный вертолет

Стоимость вертолета от Hill Helicopters, предназначенного для личного использования, начинается прим...

Серия Designer от Bell Helicopter: вертолет для взыскательной публики

Новый интерьер для Bell 429 включает в себя модернизацию всех материалов салона, сочетая качество ма...

Элегантность и лаконичность: как промышленные дизайнеры создавали интерьер новой Cessna Citation

Зайдите внутрь Cessna Citation CJ3 Gen2 — и на вас быстро нахлынет волна сдержанной элегантности. От...

Cessna Citation Ascend: чище, тише, дольше

В погоне за снижением карбонового следа каждый авиастроитель выбирает свой путь. Легендарная америка...

Кулинарная одиссея: обед в этом самолете вы не забудете никогда

Футуристический концепт интерьера частного самолета по версии дизайнеров из PriestmanGoode.

Спортивный облегченный салон Embraer Phenom 100EX стал более безопасным

Легкий твинджет получил больше комфорта и безопасности при сохранении цены в 4,995 млн долл.

ACJ TwoTwenty: не ведая границ

Бизнес-версия самой маленькой "гражданской" модели Airbus всколыхнула рынок в сегменте биз...

Безопасный самолёт: рейтинг самых надежных судов

Многие согласятся с тем фактом, что самолеты - это самый безопасный вид транспорта. Для того, чтобы ...

Spirit создаст композитный фюзеляж для нового легкого реактивного самолета HondaJet 2600

Honda Aircraft планирует сертифицировать новый легкий реактивный самолет HondaJet 2600 в 2028 году, ...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти