“Звездные войны: Последние джедаи” - самый амбициозный фильм франшизы
В четверг, 14 декабря, стартовала восьмая часть одной из самых нашумевших в мире кинофраншиз “Звездные войны: Последние джедаи” режиссера Райана Джонсона, собрав в российском прокате за первый уикенд более 500 миллионов рублей. В очередной раз вселенная культовой саги взбудоражила умы консервативных фанатов и любителей экшена, никого не оставив равнодушными: оправдав даже самые смелые ожидания поклонников, картина получила много положительных отзывов в среде кинокритиков, активная полемика которых, по всей вероятности, не утихнет вплоть до финального эпизода новой трилогии, запланированного на 2019 год. На IMDb фильм набрал рейтинг 7.5/10 (предыдущий эпизод получил 8/10).
Новый эпизод получился максимально новаторским, экспериментальным, в чем-то ломающим канонические устои прежних фильмов, с попыткой выйти на новый уровень психологического драматизма. Это уже не старая добрая лукасовская сказка о мальчике-сироте с далекой бедной планеты, в одиночку спасающем вселенную. Теперь это главный блокбастер года, невероятно динамичный, полный интриг и неожиданных поворотов, готовый выступать в качестве полноправного и самостоятельного фильма. Соседство юмора с патетическими речами, броского героизма с философскими рассуждениями, эпических схваток на световых мечах с мучительной душевной борьбой раскрывают ключевую проблему этой картины - проблему дуальности, как в проявлении светлой и темной сторон Силы, как в мотивах, так и в выборах героев.
“Последние джедаи”, в отличие от всех предыдущих картин, начинаются с тех же событий, на которых закончилось “Пробуждение силы”: остатки Сопротивления во главе с принцессой Леей продолжают отбиваться от преследующей их армии “Первого Ордена”, возглавляемой Верховным лидером Сноуком, а Рей, встретившись наконец с Люком Скайуокером, уговаривает его стать ее учителем. Режиссерское видение событий дает своеобразный эффект: Джонсон играет старыми фигурами в новую игру, наделяя каждого персонажа изрядной долей психологизма, разворачивая сюжет в противовес сложившимся приемам киноязыка. Привыкнув к постепенному накалу, чередующимся линиям повествования и канонному развитию сцен, зритель то и дело пребывает в недоумении и растущей интриге, пытаясь понять замыслы режиссера.
“Пробуждение Силы” проливает свет на истории жизней Хана и Леи, а в “Последних джедаях” мы видим долгожданного Люка Скайуокера, живущего на заброшенном скалистом острове (как антипод его родной планете, жаркой и полной песка) жизнью отшельника, в которого превратился некогда залихватский молодой пилот, последний из джедаев. Теперь он выглядит почти как Оби-Ван из “Новой надежды”: седой старик, прячущий от мира свою великую боль - обращение к темной стороне Силы любимого ученика и друга, в очередной раз грозящее разрушить хрупкий мир в Галактике. И как и к Оби-Вану, к повзрослевшему Люку также приходит готовый к Силе юный падаван, на этот раз в лице Рей, и изрядно постаревший Йода, вновь готовый глаголом жечь сердце людей: “Мы - те, кого должны превзойти”.
Главный антагонист новой трилогии, Кайло Рен, наоборот уходит дальше от своего прообраза - Дарта Вейдера, которому стремится подражать. Мятущееся сердце молодого приверженца Темной стороны то и дело сомневается в принятых когда-то решениях. Кайло Рен убивает Верховного лидера Сноука, защищая Рей как Дарт Вейдер защитил Люка, однако новообретенная власть и жажда мести прельщают его больше, результатом чего становится финальная битва Первого ордена с бойцами Сопротивления, а прежде - самого Кайло Рена с тенью Люка Скайуокера. В этом превращении неожиданно дорвавшийся до могущества юноши, поставившего личные интересы выше интересов общества, что, несомненно, сыграло на руку Сопротивлению, прослеживаются черты диктаторов XX века, готовых в собственной истеричности на все ради мести.
С каждой новой сценой режиссер все больше и больше распаляет зрителя, умело подливая масла в огонь саспенса: напряжение не оставляет ни на минуту, чего стоит хотя бы бесконечная гонка остатков Сопротивления, маленькие победы и надежды которых сменяются еще большими провалами и поражениями. К финалу, однако, расстановка сил остается прежней: добро все еще побеждает зло, пусть хоть и условно: победа добра заменена бегством, а проигрыш зла выглядит лишь досадной неудачей, но с надеждой на то, что девятый финальный эпизод новой трилогии наконец вернет долгожданный мир в Галактике.